RU DE

Усть-Золиха (Мессер, Старая Золиха)

История поселения
Жилые строения
Общественные строения
Религиозные строения

Пасторат.

Памятник истории. Памятник градостроительства и архитектуры. Время создания – начало ХХ в. Кирпичное каменное здание. В настоящее время используется в качестве сельского клуба. Здание находится в хорошей степени сохранности. Здание Г-образной формы построено из кирпича.

Храм Святого Антония.

Памятник истории. Памятник градостроительства и архитектуры. Время создания – 1912 г. Храм Святого Антония, построенный в Усть-Золихе в 1912 г., является одним из наиболее ярких памятников немецкой архитектуры на правобережье Волги. Кирха выполнена в неоготическом стиле с элементами эклектики из основного строительного материала – красного кирпича, с характерной для этой местности кладкой. Огромный величественный храм имеет стандартное для кирхи устройство: закругленный параллелепипед – основа здания на западном фасаде завершается квадратной в плане двухъярусной колокольней (восьмерик на четверике), на четверике по углам располагаются вытянутые готические башенки-шпили, на восьмерике остались четыре круглых окна – раньше там находились часы. Закругленная же апсида отделена от основного пространства храма массивной, дублирующей боковые фронтоны алтарной преградой. Окна первого этажа, что характерно именно для эклектики имеют прямоугольные (классические) проемы, второй ярус окон, а также окна колокольни имеют полукруглое, не характерное для готики (ближе к романсу) завершение с классическим переплетом, элементы полукруглой же арки повторяются во всех элементах храма (по карнизу и фронтонам храма, на завершениях ярусов колокольни), объединяя его в единую композицию.

Особого внимания стоят окна расположенные над боковыми порталами поперечного нефа. Три вытянутых с полуциркульным завершением окна, объединенные единой полукруглой по форме фигурной кирпичной кладкой и тонкими полуколоннами являются композиционным центром бокового фасада и наиболее утонченными по структуре элементом здания. Деревянные, классические внизу и резные готические в завершение рамы этих окон с орнаментом сложной криволинейной формы – рыбий пузырь – элементом пламенеющей готики. Подобное же окно располагается на основном порталом здания, но деревянные рамы в нем не сохранились.

Отдельную композицию представляли собой шпили храма, завершающие углы первого яруса колокольни (украшенные кое-где сохранившимися флажками), а также башенки с крестами, находившимися на нижних концах треугольных фронтонов трансепта и алтарной преграды.

По бокам от колокольни находились две камеры с деревянными винтовыми лестницами, сейчас от них остались только следы на кирпичной кладке. В отличие от остального устройства крыши кирхи кирпичный свод колокольни – крестовый, и полностью соответствует готическому стилю. Стены внутри отштукатурены. Интерьер храма кое-где сохранил остатки краски (синей, зеленой, желтой, малиновой) сейчас сложно определить как именно было решено цветовое убранство храма. На полу местами сохранилась каменная цветная шестигранная плитка (белая и красная) уложенная в простой "сотовый" орнамент.

Для кирпичной готики (распространенной в Германии еще с 12 в.), в традициях которой построен храм характерны, отсутствие скульптурных украшений, которые невозможно выполнить из кирпича, и, с другой стороны, богатство орнаментальных деталей кладки за счет кирпича различной фигурной формы (полукруглый, с выкружками и ступеньками и др.) и структуризация плоскостей, все это наблюдается в архитектуре данного храма, являющего собой причудливую, гармоничную смесь различных элементов, так характерную для архитектуры конца XIX - начала XX в. Объект имеет федеральное значение, для сохранения требуется реставрация и восстановление.

Фотоматериалы: